Всего за каких-то два десятилетия, автомобильный парк планеты в целом, и нашей небольшой страны в частности, шагнул семимильными шагами.
Еще, кажется, совсем недавно, во дворах и городских переулках, одиноко стояли или "Жигули", или "Москвичи" с "Запорожцами", а сегодня, в одной столичной семье может насчитываться до четырёх автомобилей!
Жизнь современного человека стала мобильнее, удобнее, но обратная стороная повальной автомобилизации проявилась в ухудшении экологической обстановки. Автомобиль при своей работе, выделяет токсичные вещества, опасные для здоровья человека, в первую очередь, для детей и людей преклонного возраста.
Сегодня мы побеседуем с главным инспектором двигателя внутреннего сгорания автомобиля - лямбда зондом.
- Уважаемый лямбда зонд! Расскажите нашим читателям, какие задачи возложены, и чем занимается ваша инспекция?
- Задача нашей инспекции, в принципе, одна: отслеживать уровень кислорода в отработаных газах двигателя. Для этого, мое рабочее место расположено в выпускном коллекторе, в выпускной трубе двигателя, где я могу проверять содержимое выхлопных газов из каждого цилиндра.
- Скажите, а с чего все начиналось? Какие предпосылки стояли, чтобы вы контролировали уровень кислорода?
- Однажды в развитых мегаполисах мира, каждое утро зависал смог, и горожанам было трудно дышать. Проблемой занялись экологи, и выяснили, что причина смога - отработанные выхлопные газы автомобиля. Попутно выяснилось, насколько сильно они могут воздействовать на здоровье человека. Изначально, сформировалось два пути решения проблемы: "дожигать" отработанные газы,или же "нейтрализовывать" отработанные газы? Решили, что лучше всего - "нейтрализовывать", агрессивно-токсичные СО и СН превращать в сравнительно безопасные газы. Так на машине появился каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который вы, журналисты, "окрестили" катализатором. На первых порах, машины оснащались так называемым "нерегулируемым катализатором". Но катализатор, состоит из драг металов, и который поэтому дорого стоит, может быстро выйти из строя, если на него будут воздействовать недогоревший бензин. Также катализатор не будет работать, и не превращать газы, если будет через катализатор проходить слишком много кислорода. Вот поэтому, и возникли предпосылки, почему наша инспекция, почему я появился в выпускном коллекторе двигателя. Надо мне контролировать уровень кислорода в выхлопных газах, чтобы катализатор работал эффективно, и долговременно!
- Ну очень развернутый ответ! Спасибо! Но из него возник вполне закономерный вопрос! Лябда зонд, что вам дает контроль кислорода?
- Чтобы ответить на ваш вопрос, я для начала напомню, что состав бензовоздушной смеси для работы двигателя, оценивается и характеризируется специальной директивой "коэффициент избытка воздуха". По этой директиве, я и называюсь "лямбда-зондом", так как этот коэффицент избытка воздуха обозначается греческой буквой "лямбда". Как перевернутая "y". Существует три группы рабочей бензовоздушной смеси. Если коэффициент "лямбда" = 1.0, то такую смесь называют стехиометрической, потому что при сгорании 1 кг бензина, израсходован весь запас кислорода в 14.9 кг
Если же коэффицент "лямбда" меньше 1.0 - то такую смесь принято регистрировать, как обогащенную, богатую, так как в ней не хватило запаса кислорода для сгорания поступившей порции бензина. Есть смесь обедненная, бедная. Ну а я, лямбда-зонд, звоню в вышестоящую инстанцию, в блок управления двигателем, и сообщаю, сколько кислорода по "коэффициенту избытка воздуха" находится сейчас в выхлопных газах. Ну а там наверху уже принимают меры, изменяя время открытия бензиновых форсунок.
- Лямбда-зонд, а вы читателям нашего форума не хотите расскрыть тайну, поделиться секретами вашей работы?
- Да тут особо никаких секретов у меня и нет. Мой пост находится непосредственно в потоке выхлопных газов, но для того, чтобы я мог нормально работать, мне нужен атмосферный воздух. Есть платиновая пластинка, которая соприкасается с потоком выхлопных газов, и есть платиновая пластинка, к которой подведен атмосферный кислород. Между этими двумя платиновыми пластинками, пространство, залитое керамикой: больше всего циркония ZrO2, но для более комфортной работы еще подмешан к цирконию оксид иттрия.
При достижении температуры окружающей среды в +300 град, оксид циркония начинает проводить через себя ионы кислорода. Этому во многом способствует подвод атмосферного воздуха, ведь, при работе мотора, концентрация кислорода внутри выпуского коллектора и снару его - разница огромная! Вот эта "огромная разница" и заствляет ионы кислорода двигаться в "оксиде циркония", в результате чего, на платиновых пластинках у меня появляется электрический сигнал.
- Уважаемый лямбда зонд! Получается, вот почему вы расположены как можно ближе к мотору! Для вашей работы, вам необходимо нагреться?
- Да, мне необходима температура не ниже +300 град, иначе я не смогу работать. Но ничего! Мой офис оснащен обогреватель, и и я теперь могу быстро приступать к своим обязанностям. Правда, сейчас из-за кризиса, обогреватель мне включает и отключает дистанционно блок управления двигателем. Начальство - им виднее. Мне главное, чтобы температура выхлопных газов не превышала +900 град. Иначе, я просто покалечусь и не смогу работать.
- А вот тут поподробнее, нашим читателям, вы бы не могли рассказать, что, кроме высокой температуры, может вывести вас из строя?
- Конечно могу. Мои электроды из драг металов защищены специальным колпачком, вот, видите с прорезями, или вот - с отверстиями? И вот если техническое состояние двигателя неисправное, в выхлопных газах замечено моторное масло, то эти прорези и отверстия заростают и закупориваются нагаром, в итоге - мне нечего делать: я не могу проконтролировать состав рабочей смеси. И я звоню в блок управления двигателем, что, пускай зажигают "чек", нефиг ездить со мной на машине с неисправной поршневой. Еще есть мотористы старой советской закваски, которые любят смазывать прокладки герметиком, и этот герметик потом проникает с выхлопными газами ко мне, отвлекая меня от основной моей работы. Я что делаю - опять пишу докладную в блок управления, пускай зажигают "чек". Ну а больше всего я не люблю нехороший бензин. Я тогда опять тревожу блок, пускай зажигают "чек" такому горе-водителю.
- Понятно, спасибо. А есть ли случаи, когда водитель не виноват, мотор исправный, но по вашей линии, уважаемый лямбда-зонд, лампочка "чек" зажигается?
- Такие случаи есть. Я уже говорил, что у меня есть подогреватель. Так вот когда он перегорает, я не могу нормально работать, и данные в блок управления от меня не поступали, ну а там били тревогу, и зажигали водителю "чек". Но сейчас, вообще интересная ситуация. Мне теперь обогрев включают из главка и выключают дистанционно. Это дает возможность блоку управления контролировать состояние подогревателя, и как только его эффективность работы снижается, они там сами наверху, без меня, зажигают "чек". Как только сопротивление обогревателя выше 15 ом - так и начинается эта свистопляска.
- Ну и последний вопрос, уважаемый лямбда-зонд! Вашу инспекцию пробовали и подвергали какой реорганизации?
- Пробовали. Инженерам, особенно из фирмы "Сименс" очень не нравилось, что уровень электрического напряжения моих звонков - в пределах напряжения 1.0 Вольта. А ведь главк работает с напряжением в 5 Вольт. Также этим инженерам из "Сименса" не нравилось, что мне необходим атмосферный воздух - ведь иногда мотор ставят на внедорожниках, где они ездят где много грязи, да и иногда рукастые автолюбители ради моего лечения не жалеют изоленты, и перекрывают мне воздушный канал...вообщем, были попытки реорганизации, и заменить у меня цирконий на оксид титана. Так появились титановые зонды, котрые вырабатывают сигнал с напряжением 5 Вольт. Но для их правильной работы, требуется температура окружающей среды не ниже +500 град., вот ведь в чем есть "затык". Такие дела.
- Ну чтож, спасибо вам, лямбда-зонд, что согласились, и уделили время для интервью!
- И вам спасибо, и напоследок хочу со страниц вашего форума призвать автолюбителей покупать такие лямбда-зонды, которые предписанны конструкцией автомобиля, и не покупать "универсальные лямбда-зонды". Хочу пожелать читателям этого форума успехов, и шершавых дорожек их автомобилям!
- От имени читателей форума, выражаю вам благодарность за такие теплые слова пожеланий! Спасибо!