Однажды, возникает идея сделать так, чтобы имеющийся во владении автомобиль сделать мощнее. Особенно, если этот автомобиль заранее производителем представлен "отрегулированным" для дорог общего пользования спорт-каром.
Всегда возникает желание сделать автомобиль порезвее.
И тогда сразу вспоминается о том, что сегодня в Европе и США приняты достаточно жёсткие экологические требования, предъявляемые к автомобилям, используемых на дорогах общего пользования, и первое, что приходит на ум для изменения мощности двигателя, это изменить программу управления двигателем. Проще говоря - провести "чип-тюнинг".
Бензиновый двигатель автомобиля расчитан теоретически так, что для его полноценной работы, необходимо порядка 15 кг воздуха на 1 кг бензина. Такую смесь принято обозначать как "нормальную" - хотя более точное название, это "смесь стехиометрического состава".
Так вот, если изменить кол-во воздуха в этом соотношении, то можно получить разный вариант состава смеси. И в зависимости от типа состава смеси, двигатель будет работать по разному. Так, существуют кроме нормальной ( стехиометрической ) смеси, которые называют обогащённой, обеднённой, бедной и богатой.
Для получения максимальной мощности, необходима обогащённая смесь. В таком типе приготовленной смеси, кол-во воздуха снижено до 14 кг на 1 кг бензина, и поэтому, такая смесь представляет из себя угрозу для окружающей среды, потому как для полного сгорания всех бензиновых капелек необходимо, как я выше заметила, примерно 15 кг.
А несгоревшие, недоокислившиеся капельки бензина могут послужить причиной различных заболеваний.
Поэтому, по требованиям экологических нормативов, двигатели "стоковых" автомобилей не работают на обогащённой и богатой смесях - такие смеси замещены при режиме разгона, и максимальной мощности смесями нормального ( стехиометрического ) состава. В итоге - максимальная мощность пинудительно ограничивается, а тут ещё один неприятный момент.
Когда сгорает смесь нормальногшо состава, образуются вредоносные окислы азота NOx.
И двигатель автомобиля дооборудуется ещё одной "приблудой", которая также отбирает мощность - это система рециркуляции отработавших ( выхлопных ) газов.

Как видим, изменение заводской программы управления двигателем, когда на режимах разгона двигатель работает на обогащённой смеси, и когда деактивированна система рециркуляции отработавших газов, мы с помощью "чип-тюнинга" можем изменить и увеличить мощность двигателя.
Однако, "чип-тюнинг" не может сравниться с таким "тюнингом", когда изменяется механическая часть в двигателе, например - изменение рабочего объёма мотора за счёт увеличения диаметра цилиндра и хода поршня.
С изменением механической составляющей, "чип-тюнинг", как необходимый ингридиент "тюнинга" двигателя.
Во многой технической лит-ре, приведены цифры, что простая "замена чипа" способна прибавить лишь ~10%..15% от мощности.
Доработка механической части, очень дорогое удовольствие для бюджета, и поэтому, существует такой тип "тюнинга", как "ускоренный", или как его называют отдельные специалисты - "бюджетный".
Его смысл сводится к установке другого распределительного вала, установки "разрезной" шестерни, высверливания маховика и шкивов коленчатого вала с целью облегчения.

Если оценить с позиции стоимости бюджета тюнинга, то самым дорогим выступит переделка блока, переделка "механической" ( или как говорят по-книжному, переделка кривошипно-шатунного механизма и поршневой группы ) части двигателя.
Покупка распредвала повлечёт за собой изменение камеры сгорания - иначе, не раскроется весь потенциал установки "тюнингового" распредвала.

Неплохой альтернативой расточке двигателя и установке распредвала, можно посчитать установку турбины. Но и здесь, бюджет тюнинга по установке турбонаддува, составит неплохой бюджет.

Но в любом из вышеперечисленных трёх случаев, будь-то увеличение рабочего объёма за счёт механической расточки двигателя, будь-то установки "тюнингового" распредвала, будь-то утановки турбонаддува - "чип-тюнинг" является неотъемлемой частью.
Толку с установки турбины, если программа управления двигателем будет работать и высчитывать время впрыска и угла опережения зажигания по "стоковым" алгоритмам.
"Чип-тюнинг", как самостаятельная часть тюнинга, и как необходимая часть при модернизации двигателя.
"Чиповать", или "не чиповать" мотор - здесь надо сесть и хорошо подумать, какие требования, какой результат мы хотим получить от машины. Если требование выглядит ввиде желания "всех порвать", чип-тюнинг не сможет удовлетворить наши потребности.
Если есть желание немного улучшить поведение автомобиля, или в области экономичности, или в области эластичности динамики автомобиля - можно "чипануть" блок управления двигателем.
Здесь автоматически, уже сталкиваемся с новой проблемой - кто написал "тюнинговую" программу.

Отредактировано Stasy (2010-12-05 22:27:30)