Утро начиналось, как и обычно. Саша пришёл в «комнату персонала», именуемую как «бытовуха», тютелька в тютельку до начала рабочего дня.
В «бытовухе» переодеться, выпить кто чая, кто кофе, собирались специалисты автосервиса. Вот Володя, специалист по ремонту подвески и настройке развал-схождения. Он как всегда, на утро приготовил свежую шутку. Держа в руке чашку чая, Владимир рассказывал анекдот, и сам заливался от смеха. Паша, сварщик, облокотившись об оконную раму, слушал Вовку, и тоже смеялся, только не громко, а как-то тихо хмыкая, широко растянув губы на лице. Его глаза блестели, как у негра. Паша был всегда грязным, и похож на негра. Володя мог утром вместо анекдота вспомнить смешной случай, когда однажды девушка-клиент искала сварщика, зайдя в ремзону автосервиса, а тут как чёрт из табакерки откуда-то выскочил «чёрный» от грязи Паша, с блестящими и светящими глазами, громко произнеся: «А вот и я!»
Девушка испугалась, и «включила заднюю». А ещё у Володи был какой-то талант немного приукрасить, и все смеялись. Паша тоже смеялся, немного смущаясь, с приговором «да ладно уж».
Егор, моторист, курил сигарету, спокойно взирая на коллег в «бытовухе». И только долгие затяжки выдавали его волнения. Ещё бы – ему предстоит поменять ремень ГРМ на «Фольксваген-Транспортёр». А это надо разобрать половину передка буса. Работа предстояла сложная, и Саша понимал, что Егору за «Т4» браться совсем не хотелось.
А ему самому, предстояло «реанимировать» одну небольшую машинку «Альфа-Ромео 145». Саша работал на автосервисе автоэлектриком, и если поступала машина с такими дефектами, то первым делом этот автомобиль направлялся к Александру, ну а если он поставит диагноз «нет компрессии», или «нет фазы ГРМ», то машина «отъезжала» к Егору.
Володя допил чай, Егор докурил до фильтра сигарету, а в комнату вошёл директор Викторович. Вообще-то, Викторович был ещё молодым парнем, чуть старше тридцати. Когда-то давно, он купил шинмонтажное оборудование и сам занимался ремонтом автомобилей в яме своего гаража. Время шло, и его гараж вырос в настоящее предприятие, и Викторович превратился в директора. Он каждое утро заходил в «бытовуху» раздавать заказ-наряды. Сегодня Егору достался «Транспортёр» с ГРМ. Володе предстоял ремонт «Опель-Зафиры» с глухими стуками передней подвески. Пашу оджидал «пятый» биммер в 34 кузове со сквозной коррозией в задних порогах, и со сгнившими поддомкратниками «сзади».
Саша получил в руки ключи с изображением старинного герба, на котором красовалась коронованная змея напротив креста. Как только Александр открыл дверь «Альфа-Ромео», сразу стало понятно, кто владелец этого автомобиля. Сзади лежали пакеты и туфли, а в вещевой полочке лежала помада и заколка для волос с противосолнечными очками. На панели восседал маленький, беленький, плюшевый медведик, а на пассажирском коврике валялась какая-то бумага, нечаянно выпавший из бардачка какой-то счёт: водитель, видимо, торопился, вынимая из бардачка документы на машину.
«Да, сразу видно: владелец – девушка. Как вас хоть зовут, барышня???» - и держа в руке бумагу-счёт, Саша прочитал вслух: «Анфиса Малиновская».
«Вот это имя! Они друг друга себя нашли! Автомобиль под стать хозяйке.» - слегка улыбнувшись, сказал Александр, и включил зажигание. Оранжевая лампочка с изображением ключа и автомобиля загорелась и потухла.
«Окей! Иммобилайзер рабочий».
Саша включил стартер, красная лампочка с изображением форсунки тоже потухла, но «Альфа» заводиться отказалась.
Автоэлектрик открыл капот, и, держа его левой рукой, застыл как памятник, рассматривая компоновку моторного отсека.
Справа, в упор к крылу был прикручен корпус воздушного фильтра. От него шёл рукав воздуховода с датчиком-расходомером до корпуса дроссельной заслонки. Наверху корпуса заслонки находились «мозги» двигателя, увенчанные двумя здоровыми чёрными разъёмами. На двигателе красовались четыре катушки зажигания, надетые прямо на свечи, с хвостиками высоковольтных проводов.
«О! Твинспарк??? Ну, привет, твинспарк!» - сказал Саша, и поставил держатель капота в гнездо.
Будучи человеком не высокого роста и не худеньким, Саша не любил работать с машинами, где двигатели стояли поперёк кузова. А тут, ещё такая заподлянка от итальянских мотористов – вместо датчиков, всего две фишки: одна коричневая, вторая белого цвета. Нет, датчики в моторе, безусловно, были, но их так спрятали, что проверить можно было только фишки.
«Ну и какая из них от датчика колена???» - с возмущением произнёс Александр. Просмотрев каталоги “Vivid Truck Data” и “Auto Data”, Саша не нашёл прямого ответа, и принял решение проверить наличие искры на свечах.
По началу, он хотел отсоединить один из хвостиков катушки дополнительных свечей зажигания, да не тут-то было. Итальянские мотористы закрепили наконечники высоковольтных проводов специальным стальным кронштейном, снять который можно только, если сначала снять все катушки.
Катушки прикручены двумя болтами со звёздочкой. Хорошо, что Викторович не жалеет средств на развитие автосервиса, и у каждого мастера имеется «казённый» набор ключей и головок. Саша помнит, как на одном автосервисе, «торксы» и шестигранники были в одном единственном наборе, и выдавал их инженер предприятия слесарям чуть ли не под расписку. А ведь ремонт отличается от ремонта. И инструмент можно поломать. Вот, спрашивается, кто так сильно зажал на этой «Альфе» болты катушки зажигания??? Неужели сама Анфиса-хозяйка???
Вскоре катушка была извлечена, и проверка «на искру» показала, что искра есть – датчик оборотов коленчатого вала был исправный. Александр принял решение проверить работу бензонасоса. С топливной рейки форсунок, снять «подающий» бензошланг было не трудно. Саша включил стартер на несколько секунд, и увидел, как из шланга стал разливаться на мотор бензин. Бензонасос рабочий – может, форсунки закрыты и не открываются «мозгами»??? Причина???
Может, проблемный датчик-расходомер??? Тем более, был на памяти у Александра случай ремонта одного «Форд-Эскорт», чей шестнадцатиклапанный двигатель завёлся только после снятия фишки с датчика-расходомера. Саша поспешил снять разъём с этого датчика на «Альфа-Ромео-145», а в результате, на щитке начала мигать красная лампочка с форсункой, но машина по-прежнему не заводилась.
На форуме автоэлектриков, где свободными вечерами любил проводить своё время Александр после работы, как-то писали о ненадёжных «мозгах» в легковых автомобилях итальянского производства, мол, «горят»: неужели «они»???
Саша достал свой любимый перочинный ножик – подарок, память от его лучшего друга, который трагически погиб в автокатастрофе. Снял фишку с одной форсунки, и сделал надрез на двух проводах. Ножик положил на корпус воздушного фильтра, и с нагрудного кармашка достал небольшую лампочку из габарита передней фары с подпаянными двумя проводами. Эту лампочку, автоэлектрик присоединил к надрезанным и оголённым проводам фишки, после чего надел фишку на форсунку, и попробовал снова включить стартер.
Лампочка заморгала, и Александр понял, что «мозги» включают форсунки. Бензин в системе есть, зажигание работает – кажется, в диагностике пришёл тупик. Почитать коды ошибок??? А зачем, если «красная форсунка» тухнет, да и сканера почитать «итальянцев» нет на автосервисе??? Саша присел на место переднего пассажира: «а здесь очень удобно!» И в его голове в комбинацию связывались логические цепочки. «Надо идти к Егору, за компрессометром!»
Егор только открутил передок «Транспортёра», а был уже похож на Павлика-сварщика, который в соседней ремзоне уже вовсю метал искрами болгаркой около белого БМВ. По желанию Егора достать пачку сигарет было понятно, что он хочет передохнуть. Заметив Александра, Егор положил инструмент на верстак, и с таким серьёзным видом спросил: «Вот какой недобитый фашист так мстит за нашу победу???»
«Завод Фольксваген начал строить Гитлер, а вот кто построил завод Альфа-Ромео, и за что нам мстят итальянцы???» - ответил Саша.
«Что, затык???» - вытирая руки ветошью, переспросил моторист.
«Думаю, что перед тем, как спалить «Альфу», надо компрессию проверить. Бензин - есть, искра есть, ключ привязан – не запускается».
«Ну, иди, выкручивай свечи, а я скоро подойду» - деловито сказал Егор.
Александр, вернулся к машине, и вздохнул: «Твинспарк! Легко сказать – откручивай свечи». Взяв в руки «трещётку», Саша начал откручивать катушки, складывая болты около своего перочинного ножика на корпусе воздушного фильтра – более удобного места под капотом не нашлось. Когда все болты были откручены, Саша положил «трещётку» в компанию к болтам и ножику. И тут произошло нечто страшное! Ключ толкнул ножик, и тот благополучно «провалился» в щель между фарой, и корпусом фильтра.
Чертыхаясь, Александр стал себя ругать за то, что поленился ножик положить на верстак: «ну и что теперь делать???»
«Надо снять фильтр» - предложил подоспевший Егор.
Коллеги осмотрели место под капотом справа – корпус фильтра держался на двух болтах. Упавший ножик хорошо просматривался, но достать его мешала здоровая согнутая труба воздухозаборника воздушного фильтра, прикрученная внизу сбоку корпуса.
Егор открутил два болта крепления, и насколько возможно, приподнял вверх фильтр, а Саша пытался рукой достать наощупь свой дорогой подарок. Мизинец наткнулся в трубе воздухозаборника на что-то мягкое.
«Егор, я не понял» - сказал он.
Егор просунул руку: «Шурик, да это же тряпка в трубе!»
Ближе к часу дня, в «бытовухе» собирались мастера, чтобы отдохнуть, «заморить червячка», выпить чашку чая, или покурить сигарету. Иногда приходил Викторович – он пришёл и сейчас, и позвал Александра.
Возле «Альфа-Ромео» в розовом платье с беленьким воротничком, подпоясанным беленьким поясом-ремешком, в белых туфлях стояла красивая блондинка. Заметив Викторовича, она поспешила к мужчинам, и, направляя взгляд своих больших серых глаз на Александра, спросила:
«Спасибо огромное вам за машину! Я уже так расстроилась! А что с ней было, что-нибудь очень серьёзное???»
«Видите ли, Анфиса.. Вы положили тряпку под капот, которую засосало в воздушный фильтр» - начал было объяснять автоэлектрик, как вдруг девушка широко улыбнулась на все свои 32 жемчужины:
«Меня зовут не Анфиса, меня зовут Наташа! А тряпку я положила на всякий случай – вдруг пригодится руки вытереть, или детали какие протереть: меня так папа научил».
В ответ, Саша лишь улыбнулся. Кажется, красивее Наташи, хозяйки «Альфы», он никогда не видел девушек.
«Я ещё раз к вам приеду, если что-нибудь случиться???» - спросила Наташа.
«Конечно, приезжайте!» - ответил Викторович, толкая Александра в плечо. А Саша, кажется, влюбился.